Реклама
Уже два десятилетия Российский Международный Кинорынок является крупнейшим мероприятием кинобизнеса России, стран СНГ и Балтии, объединяющим все отрасли и направления киноиндустрии, более 1000 представителей кинодистрибьюторских компаний, киностудий, киновидеопрокатных организаций и кинотеатров, продюсерских центров, творческих объединений, информационных агентств, профессиональных киноизданий, а также компаний, представляющих весь спектр техники и услуг для киноиндустрии.

В России Кинорынок не имеет аналогов и предлагает идеальные условия для продвижения фильма или компании на рынок киноиндустрии.

В рамках Кинорынка осуществляется работа на выставочных стендах по репертуарному планированию и техническому переоснащению кинотеатров, проходят премьерные показы и демонстрации роликов на новые фильмы, специализированные семинары, презентации, круглые столы по актуальным вопросам кинобизнеса и много другое. Официальный каталог Кинорынка, ежеквартально выпускаемый как в печатном, так и в электронном виде, предоставляет возможность получения необходимой и достоверной информации о компаниях-участниках, а также о ситуации на рынке кино-, теле-, видеопродукции.

Как все начиналось...

Выполняя Постановление 1003 в сфере проката, Госкино в 1989 году создало унитарное предприятие Всесоюзное объединение «Союзкинорынок», которое должно было продавать только что созданным КВО произведенные на государственных киностудиях и принадлежащие пока еще Госкино фильмы (а также ленты, закупленные за рубежом государственным внешним торговым предприятием «Совэкспортфильм»). А КВО получало из местных бюджетов очень скромные средства на приобретение картин для пополнения кинофонда и поддержки сельской кино¬сети. То есть продажа осуществлялась из государственных в государственные руки. Но при этом уже отменялись обязательные 40%-е отчисления от прокатной платы в Главкинопрокат, что давало КВО шанс при удачных сделках накапливать собственные средства.

Впоследствии, окрепнув и изучив зарубежный опыт, «Союзкинорынок» не ограничивался продажей фильмов, созданных на средства из государственного бюджета. Он стал выступать в качестве посредника между различными государственными и негосударственными студиями — производителями картин, различными оптовыми покупателями, с одной стороны; региональными КВО, независимыми прокатными фирмами, досуговыми центрами, профсоюзными, общественными, образовательными, военными и другими организациями — с другой. Как правило, на одного продавца приходилось три покупателя (это соотношение является оптимальным).

В кинорынках могли участвовать как минимум четыре типа продавцов: государственная фирма «Союзкинорынок»; студии, имеющие свою производственную базу; а также студии, не имеющие такой базы (цехов, павильонов, специальные штаты работников, оборудование); другие владельцы и совладельцы прав на кинопродукцию. Все они продавали как собственные фильмы, так и приобретенные ими за рубежом, а также выступали в качестве посредников.

«Союзкинорынок» продавал на кинорынках:
а) фильмы, финансируемые из госбюджета в качестве социально-творческого заказа;
б) фильмы различных студий, заранее оплаченные Госкино СССР;
в) фильмы, приобретенные за рубежом на специально выделенные средства из бюджета страны (эта сумма составляла примерно 3 млн. долларов) «Совэкспортфильмом».

Наряду с КВО на кинорынки вскоре вышли альтернативные прокатчики и даже частные лица с деньгами. Вступив в рыночные отношения, государственные КВО конкурировали на своей территории с любым лицом, занимающимся тем же делом купли-продажи и даже перепродажи прав на демонстрацию фильмов. Отечественных и, заметим, зарубежных фильмов, поступающих не только через закупки Госкино, но уже и из других, нередко сомнительных, источников.

Продукция Госкино, реализуемая через «Союзкинорынок», сокращалась с каждым годом, о чем свидетельствует следующая таблица:

Таблица 6.1
Количество отечественных фильмов, реализованных через «Союзкинорынок»


Свободные, договорные цены на фильмы поначалу казались участникам кинорынка странным новшеством. Торговаться они не умели, рынка не знали, поскольку раньше картины сдавались разным комиссиям Госкино самими авторами, режиссерами, а теперь на кинорынок пришли директора картин и даже руководство студий.

Сделки стремительно усложнялись, появлялись новые, более мелкие, сложные, многоступенчатые схемы приобретения копий на кинотеатр, на город, на регион, на видео, на кабельное, эфирное ТВ и т.д.

Всего за три года (с декабря 1988 года по октябрь 1991 года) было проведено около 20 кинорынков в разных городах страны. Одновременно с организуемыми «Союзкинорынком» торгами стали проводиться альтернативные – негосударственные – кинорынки, подготовленные другими организациями. На свободных (альтернативных, негосударственных) кинорынках контракты купли-продажи с крупными и надежными киностудиями и творческими объединениями уже предполагали и предпродажу еще незаконченного фильма, то есть своеобразное кредитование кинопроизводства.

Практиковалась продажа фильмов на отдельные регионы по лицензу на договорной основе с предоставлением определенного числа копий или продажа только лиценза с предоставлением покупателю права самостоятельного заказа неограниченного числа копий. Вводились в практику скользящие цены в зависимости от тиража приобретаемого фильма, от сроков его проката и охватываемого региона про¬ката. Популярной становилась практика проката фильмокопий на договорных процентах на определенный срок, после которого копия возвращалась фильмовладельцу. Отношения покупателя и продавца становились все более сложными, запутанными, что отражалось в до¬говорах, вводивших в практику конфиденциальные отношения сторон.

Довольно скоро на кинорынках появились представители и вторичных кинорынков, специализировавшиеся на покупке прав для телевидения и видео. В договорах все чаще оговаривались не только театральный прокат, но и использование фильмов на телеканалах, продажа фильмов видеодистрибьюторам. Кинорынок все очевидней превращался в кино-теле-видео рынок, где нарастала конкуренция между рынками кинопродукции.

Но этот момент прошел незамеченным, потому что отношения с теле- и видеопрокатом были еще не отрегулированы. Основная ориентация кинопроизводителей оставалась прежней: кино-театры. Притом, что вторичные рынки уже начинали вполне осмысленно оказывать давление на основной рынок.

Обычно на кинорынках собиралось до 300 участников, представлявших интересы примерно 70 фирм-фильмовладельцев (продавцов) и 130 прокатных компаний (покупателей). На торги выставлялись до 400 картин, из которых 35-40 были премьерными, остальные являлись непроданным багажом прошлых рынков. Продавалось на каждом из внутрисоюзных рынков до ста картин, советских и зарубежных. Цены на кинорынках колебались от бесплатных предложений «Союзкинорынка» некоторых советских фильмов и картин бывших соцстран до 5,5 тыс. рублей за одну копию (в 1991 году) за американские картины. Иногда на рынке осуществлялась оптовая продажа прав на страну или регион. Но никогда сумма такой сделки не превышала 6 млн. рублей за один фильм.

Разница в организации и содержании всесоюзных рынков, которые проводил «Союзкино-рынок», и альтернативных, была невелика. Участие и в тех, и в других было платным как для продавцов, так и для покупателей. Присутствие и тех и других с организационной точки зрения было лимитировано ограниченными возможностями гостиничного приема участников, а также экранным временем. К участию в рынке допускались все организации, имеющие право про¬ката или реализации кинопродукции, а также все картины с прокатными удостоверениями.

Между тем, как уже было отмечено, менялся состав участников рынков. Среди покупателей были, например, такие организации-перекупщики, которые предлагали владельцам значительные суммы за картины, приобретаемые ими для каких-то своих целей, в первую очередь для проведения различных финансовых махинаций (зачастую фильмы даже снимались для подобных целей). В таких случаях они либо не появлялись на кинорынках, либо исчезали сразу после заключения оптовой сделки. Так, из 102 отечественных фильмов, купленных для проката в Москве в 1991 году, 44 так и не появились на экранах.

В качестве покупателей на кинорынках выступали также досуговые комсомольские центры, и профсоюзные, и образовательные общественные организации. Заявляли о себе и киноброкеры, и мелкие частные прокатные фирмы на один день, и индивидуальные прокатчики, торгующие напрямую с отдельными крупными кинотеатрами.

Вскоре на кинорынках стали появляться директора крупных кинотеатров – как альтернативные покупатели. Это объяснялось их стремлением обойтись без посредников и напрямую купить права на копию или на определенное количество сеансов у самого производителя, опередить теле- и видеопрокатчиков по крайней мере у себя в регионе. Эти крупные кинотеатры, куда не переставали ходить зрители, стали объектом борьбы государственных киновидеообъединений (КВО) и быстро обогащавшихся частных прокатчиков-перекупщиков.

Фильм стал товаром, и директора кинотеатров учились на ходу просчитывать экономический эффект от каждой покупки. Теперь они должны были сами выбирать, сами формировать репертуар и даже устанавливать цены на билеты.

В январе 1991 года был отменен «налог с кино», составляющий до перестройки 55% вала. Одновременно государство перестало платить дотацию. И крупным кинотеатрам пришлось взвалить на себя расходы менее удачливых собратьев.

На кинорынках преобладала зарубежная кинопродукция, среди которой, в конце концов, стали появляться и лицензионные, то есть легально приобретенные для проката в России фильмы. Стоимость лицензии (несколько десятков тысяч долларов) все равно была намного меньше стремительно растущей стоимости производства российского фильма. На 10-м Всесоюзном кинорынке в 1991 году сам официальный устроитель МЦ «Кинорынок» предложил прокатчикам 36 фильмов, из которых всего пять было отечественного производства.

В 1989 году в страну официально, для легальной продажи на кинорын¬ках было завезено зарубежных фильмов из 24 стран, в 1990 – из 27, в 1991 – из 22 стран. Позднее этот спектр начал сужаться: в 1992 году на официальных кинорынках России было представлено всего 11 стран. Доминирование американской кинопродукции особенно заметно по следующим цифрам: в 1989 на отечественных кинорынках было представлено и приобретено 11 фильмов США, в 1990 – 27, в 1991 – 43, в 1992 – 87, в 1993 – 154, а в 1994 – 214 названий.

При существующей тогда системе деньги, заработанные на показе зарубежного фильма, далеко не всегда шли на отечественное кинопроизводство, как это должно было быть по законам рынка. Все зависело от фирмы, купившей лицензию. Таким образом, каждый сеанс заграничного фильма наносил двойной удар по отечественному: занимал его место в структуре кинопоказа и вытеснял прибыть из системы воспроизводства.

Если говорить о европейском прокате, то за 1990-е годы европейские фильмы потеряли половину своего кинотеатрального проката, упавшего с 30% до 15%, утратив соответственно 2/3 своей аудитории. В то время, как голливудские фильмы при¬влекли к себе около 70% европейских зрителей, а в Германии и Англии – даже более 80%.

Ничтожное количество сделок купли-продажи на кинорынках делало их нерентабельными. Как нерентабельной оказывалась сама система, даже не предусматривавшая в большинстве случаев окупаемости отечественных фильмов. Каждый кинорынок, проводимый «Союзкинорынком», приносил в 1990-1991 годах государству убыток от продажи отечественных картин и фильмов стран Восточной Европы, иногда достигавший 10-12 млн. рублей (так, на каждом из 11 кинорынков были картины, которые по итогам киноторгов, возместили одну копейку из каждого истраченного на их производство рубля). Этот убыток частично покрывался за счет американских, индийских, французских, итальянских и – в редких случаях – картин других стран. Если на 5-м кинорынке, проводимом в конце 1989 года, было продано 25 712 копий 75 картин, владельцем которых было Госкино, на общую сумму 16 млн. 870 тыс. рублей, то на 10-м кинорынке летом 1991 года – 9 462 копии 36 картин на общую сумму 10 млн. 982 тыс. рублей. В то же время, если в конце 1989 года на 5-м кинорынке продавалось 75 картин, принадлежавших государству (из них 24 отечественных фильма), и 16 фильмов независимых студий, то летом 1991 года на 10-м рынке – только 36 фильмов, финансировавшихся государством (из них 5 отечественных), и 60 картин негосударственных студий.

Средняя цена на советские фильмы в конце 1980-х годов была в 4-5 раз ниже, чем на американские, а в 1991 году – ниже уже в 12-20 раз! На кинорынках 1991 года полномочный представитель интересов государства – «Союзкинорынок» – за все картины советского производства, финансировавшиеся Госкино и стоившие более 30 млн. рублей, возвратил 435 тысяч. Все убытки были списаны за счет государства и частично покрыты за счет доходов от зарубежной продукции.

Прокатчики перестали покупать советские фильмы и картины стран Восточной Европы, даже если они продавались за очень небольшие деньги. Это объяснялось весьма просто – прокат ориентировался на зрительские предпочтения, а зритель хотел смотреть, в первую очередь, американские и индийские фильмы.

Несмотря на то, что договора на кинорынках подписывались и фильмы отправлялись, получение денег особенно с окраин страны было весьма проблематичным. Не платить по своим обязательствам стало обычной практикой. В связи с этим количество участников кинорынков стало снижаться.

В 2001 году в ОАО «Роскинопрокат» влился МЦ «Союзкинорынок», или Межгосударственный кинотелевидеорынок, созданный в 1989 году. За годы своего существования «Союзкинорынок» сумел наладить контакты не только с отечественными кинематографистами, но и из республик бывшего СССР, сумел не растерять, сохранить свои традиции, главная из которых – своеобразие рынка как института делового общения кинематографистов.

В 2002 году в ККЗ «Измайлово» прошел юбилейный 50-й рынок, на котором было аккредитовано 292 участника, представляющих 206 организаций и фирм четырех государств СНГ (Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Украина), а также Германии, Литвы, Швеции и Республики Корея. В работе Кинорынка приняли участие более 70 российских регионов. Покупателями выступили работники 140 организаций системы кинопроката, продавцами – 66 представителей различных компаний, фирм-дистрибьюторов и производителей кино- и видеотехники, из них 59 из Москвы. Кинорынок 2002 года примечателен тем, что на нем впервые за долгое время приоритет оказался за отечественными картинами. Из 27 показанных фильмов 16 были российскими (правда, из 119 картин так называемого рыночного предложения – всего 28 отечественных).

В качестве самостоятельных покупателей на Кинорынке по-прежнему участвуют кинотеатры. Тенденция последних лет – расширение технической секции Кинорынка. Теперь значительную часть его площади занимают стенды фирм, деятельность которых связана с реконструкцией и оборудованием кинотеатров (компании 3D-Cinema, 4D Cinema, A&T Trade, Asia Cinema, DVN, Hyesung, Neoprint, Samkwang, Timeline Media, UCS, Амир, А.С.К. Группа, Деловая Русь, Кинопроизводственная мастерская, Кинокомфорт, Кинопроект, Невафильм, Техника+, Софт Механика, Тикет Софт). Для них Кинорынок является хорошим местом сбыта своей продукции, поскольку на него съезжается большинство их потенциальных покупателей.

До недавнего времени Кинорынок являлся ежеквартальным мероприятием, проводимым трижды в году в Москве в гостинице «Космос» (март, декабрь и сентябрь совместно с выставкой и форумом «Кино Экспо»), в июне - в Сочи (совместно с фестивалем «Кинотавр»). 23 января 2008 года на заседании НП "АНКО" было принято решение о переходе с 2008 года к формуле "три плюс один". Согласно этой формуле ежегодно дистрибьюторы фильмов участвуют в трех кинорынках (конец марта; июнь - совместно с фестивалем "Кинотавр"; начало декабря, организатор - "Союзкинорынок") и в Форуме и выставке "Кино Экспо" (сентябрь, организаторы - "Кино Экспо" и НП "Киноальянс"). Решено увеличить сроки мартовского и декабрьского кинорынков до 5 дней, причем первые 3-4 дня акцент будет сделан на презентации фильмов, а в последние 1-2 дня - работе на стендах. Форум и выставка "Кино Экспо" будет по-прежнему проходить в течение 4 дней. В рамках программы Форума дистрибьюторы фильмов представят презентации будущих релизов и показы новых фильмов.

Марина Косинова
Реклама